ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ
 
Предоставление услуг коллективного пользования регламентируется решением Совета ректоров
Тверской области, а также внутренними положениями Тверского государственного технического
университета - "Положением об Институте нано- и биотехнологий ТвГТУ", "Положением о Региональном
научно-образовательном комплексе ТвГТУ", "Регламентом предоставления услуг коллективного
пользования научным оборудованием".
 
РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
 
1 Сокращения, термины и определения
 
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ-системы - программно-аппаратные комплексы, обеспечивающие применение информационно-коммуникационных технологий, регламентирующие их использование документы и организационные стандарты.
ЭЦП - электронная цифровая подпись.
Концепция - Концепция обеспечения доступа пользователей к информации ЦКП.
Учёт, ведение учёта - сбор и хранение определённого состава данных об идентифицируемых лицах, объектах и/или явлениях различной природы, систематически осуществляемые определённым лицом.
Учётные данные - данные, являющиеся предметом сбора и хранения в рамках ведения учёта.
Учётное событие, событие учёта - любое изменение учётных данных.
Организатор учёта - лицо, осуществляющее сбор и хранение учётных данных самостоятельно, либо уполномочившее или обязавшее кого-либо на осуществление этих деятельностей полностью или частично в его интересах.
Предоставление учётных данных - передача учётных данных лицам, не входящим в систему учёта.
Электронный учёт - учет, данные которого могут существовать и быть использованы (в том числе для определения прав и обязанностей лиц и иных правовых последствий учётных событий) исключительно в электронной форме.
Государственный учёт - учёт, организатором которого выступают органы государственной власти и управления.
Официальный учёт - государственный учёт, в отношении которого существует и публично раскрыта нормативно-правовая составляющая системы учёта.
Публичное раскрытие информации ЦКП (раскрытие информации) - предоставление доступа в компьютерных сетях общего пользования к юридически значимой информации ЦКП для неограниченного круга лиц, осуществляемое без направления специального запроса, обрабатываемого человеком.
Репозиторий раскрываемой информации - независимый от организатора учёта агент, осуществляющий получение раскрываемой информации, обеспечивающий её раскрытие всем заинтересованным лицам и отвечающий за обеспечение доступности информации.
Электронная нотаризация - удостоверения независимым агентом времени учётных событий и состава данных, входящих в учётное событие.
 
2 Основные теоретические положения
 
Доступ пользователей к информации о ЦКП позволяет узнать  всю интересующую их информацию. Однако необходима, прежде всего, детальная информация о состоянии дел в ЦКП. Доступность детальной информации о деятельности ЦКП лежит в основе механизмов гражданского общества, в основе механизмов демократии. Сегодня развитые демократии мира строят и развивают системы обеспечения доступа граждан к информации государства.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет значительно повысить информационную прозрачность ЦКП и существенно снизить затраты на потерю времени пользователей.  Раскрытие информации является важнейшей компонентой в сферах взаимодействия пользователей и ЦКП. Внедрение ИКТ позволяет поддержать информационную открытость процессов и результатов управления.
Разработка интернет-сайта ЦКП, широко использующего ИКТ, позволяет вывести доступ пользователей к информации о ЦКП на качественно новый уровень: кроме доступной по запросам пользователей (реактивно) информации, на сайте появляется возможность предварительного (проактивного) раскрытия информации, значительно превосходящая возможности проактивного раскрытия в традиционном "бумажном" варианте.
Доступ пользователей к информации о ЦКП регулируется рядом действующих нормативных правовых актов и является в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся в обществе законопроектов. В связи с созданием электронного государства, доступ пользователей к информации ЦКП затрагивается целым рядом взаимосвязанных концепций, описывающих построение основных институтов электронного государства.
Сбор и хранение информации в бумажной и электронной форме является предметом "Концепции учёта ЦКП". В рамках этой концепции рассматриваются вопросы юридической значимости учётной информации, в том числе в связи с предоставлением её иным лицам.
Систематизация правовых режимов информации о ЦКП (то есть совокупности установленных законом предписаний, ограничений и дозволений на доступ и распространение этой информации) является предметом «Концепции информационного регулирования» и законодательных актов, разрабатываемых в рамках её реализации. Для определения правил доступа пользователей к информации о ЦКП важно отнесение информации к одному из правовых режимов:
-    информация ограниченного доступа;
-    информация, доступ к которой не ограничен.
В связи с исполнением ЦКП различных обязанностей перед пользователями, предоставление информации о ЦКП осуществляется по типу предоставления данных неопределённому кругу лиц. К этому типу относятся публикация информации о ЦКП, публичное раскрытие данных через Интернет, предоставление данных по запросу, не требующее доказательства прав на получение этих данных.
Предоставление информации о ЦКП, доступ к которой не ограничен, производится неопределённому кругу лиц. В зависимости от уровня фактической доступности, такая информация подразделяется на опубликованную, раскрытую и доступную по запросу.
Предоставление информации претерпевает существенные изменения при переходе к электронной форме. Поэтому в настоящей концепции и в "Концепции информационного регулирования" вводится специальный термин "раскрываемая информация" - информация, опубликованная в сети общего пользования и доступная по адресу, установленному законом. Для предоставления такой информации применяется термин "публичное раскрытие" или просто "раскрытие".
Для систем электронного учёта, содержащих публично раскрываемые данные, требуется создание специальной инфраструктуры раскрытия информации. Всякая система электронного учёта должна иметь доступ к инфраструктуре раскрытия. Эта инфраструктура должна обеспечивать ряд принципиально новых свойств раскрытия информации в электронном виде.
Сбор, хранение и обработка информации в электронном виде позволяют раскрывать существенно большие объёмы информации, чем при ведении учёта с помощью традиционных технологий. Раскрытие информации электронного учёта можно осуществлять проактивно, то есть помещать в публичный доступ всю информацию, подлежащую раскрытию. При этом исключаются механизмы предоставления данных по запросу (для информации, не требующей идентификации запрашивающего лица), запрос заменяется поиском по массиву уже раскрытой информации. Применение технологий поиска и систематизации информации к раскрытым данным становится привлекательным рынком услуг для частного сектора, что гарантирует использование максимально эффективных методов организации информации и методов обработки информации (например, используемых для поиска в Интернете).
Электронный учёт диктует необходимость раскрытия информации исключительно в электронном виде, с возможностью использования раскрытых данных пользователями в качестве юридически значимой информации без дополнительных обращений.
Для обеспечения проактивного раскрытия юридически значимой информации инфраструктура раскрытия информации должна обеспечивать следующие свойства раскрытой информации:
-    доступность. Информация должна быть постоянно доступна, начиная с момента раскрытия. В настоящее время
стандартной ситуацией является исчезновение информации из публичного доступа после официальной публикации
(случаи скупки тиражей официальных бюллетеней и вестников);
-    официальность. Для раскрытой информации должно быть возможным определение источника информации и
подтверждение прохождения установленных законодательно процедур её формирования. Инструментами обеспечения
официальности являются электронная цифровая подпись и электронная нотаризация учётных событий;
-    неизменность. Нотаризация даёт также возможность удостовериться в целостности и неизменность информации.
Инфраструктура раскрытия информации о ЦКП включает репозитории раскрываемой информации о ЦКП, получающие раскрываемые учётные данные и поддерживающие базовые функции публикации данных в Интернете, поиска по ключевым параметрам, визуализации, предоставления метаданных, описывающих синтаксическую структуру и семантику учётных конкретной системы учёта.
Система публичного раскрытия информации о  ЦКП сама является системой электронного административного учёта - инфраструктурной учётной системой. В связи с этим система раскрытия должна соответствовать требованиям, предъявляемым к системам электронного административного учёта, и, в частности, использовать иные инфраструктурные институты электронного учёта: нотаризацию событий получения информации.
 
3 Регулирование доступа пользователей к информации о ЦКП
 
Принципы регулирования и технологического обеспечения доступа пользователей к информации о ЦКП изложены в ряде взаимосвязанных концепций, описывающих построение основных институтов электронного государства.
"Концепция учёта ЦКП":
-    устанавливает, что любая информация о ЦКП собирается и хранится только на основании и в соответствии с
регламентирующими нормативными актами, неофициальные сбор и хранение информации о ЦКП воспрещены;
-    определяет общие принципы, применимые к сбору, хранению и предоставлению информации о ЦКП.
Концепция информационного регулирования и принимаемая для её реализации информация о ЦКП должна быть отнесена к информации, правом получения которой обладают любые лица.
Регламент доступа к информационным ресурсам ЦКП устанавливает требования к предоставлению информации неопределённому кругу лиц.
 
4 Типология информации ЦКП и цели предоставления доступа
 
Тип информации ЦКП, её происхождение и роль во взаимосвязи ЦКП с пользователем отражается в следующем: организационная информация. Сведения о структуре ЦКП, а также сведения о лицах, занимающих должности в ЦКП. Организационная информация должна включать данные о структуре и персоналиях ЦКП и управления в объёме, достаточном для идентификации лиц, ответственных за принятие управленческих решений.
Доступ граждан к информации о ЦКП составляет неотъемлемое право пользователей демократического государства. Однако доступ пользователей к информации о ЦКП позволяет достичь следующих целей:
-    обеспечить информированность пользователей. Предоставление в распоряжение пользователей информации,
имеющейся в распоряжении ЦКП, необходимо для принятия пользователями решений по вопросам, входящих в круг
их интересов.
-    обеспечить прозрачность ЦКП. Предоставление пользователям возможности получить информацию о деятельности
ЦКП.
В число критериев качества ЦКП входят: скорость работы, прозрачность и подотчётность государственных органов. Обеспечение доступа пользователей к информации о ЦКП влияют непосредственно  на соответствие требованиям пользователей
 
5 Формы и способы обеспечения доступа
 
Предоставление информации о ЦКП может осуществляться в следующих формах:
-    устное предоставление информации, осуществляемое лично определённым лицом;
-    предоставление информации в виде печатного документа (справки, выписки, ответа), заверенного
собственноручной подписью ответственного сотрудника;
-    предоставление информации в виде электронного документа, обладающего необходимыми реквизитами и
преобразованного или могущего быть преобразованным в воспринимаемую человеком форму (включая
воспроизведение электронного документа на бумаге, с сохранением возможности его аутентификации);
-    предоставление информации в виде аудиовизуального электронного сообщения, содержащего необходимую
информацию в записи, воспроизводимой непосредственно или передаваемой в форме, пригодной для
воспроизведения.
Доступ к информации о ЦКП может быть предоставлен следующими способами:
-    путём размещения информации в общественно доступных местах (на стендах, досках объявлений и т. п.);
-    путём опубликования информации в печатных изданиях;
-    путём трансляции информации через электронные средства массовой информации (телевидение, радио);
-    путём размещения информации в информационных системах, доступных через телефонную сеть общего
пользования;
-    путём размещения информации в информационных системах, доступных через Интернет;
-    путём размещения информации в информационных системах, доступных через специально организованные точки
доступа (например, через информационные терминалы).
 
6 Общие требования к предоставляемой информации
 
При любых формах и способах обеспечения доступа пользователей к информации о ЦКП, к информации и к её источникам должен быть предъявлен ряд требований, направленных на достижение перечисленных выше целей предоставления доступа. К этим требованиям относятся:
-    официальность информации. Официальность информации необходима для того, чтобы пользователи и организации
могли самостоятельно, без дополнительных процедур, использовать предоставленную им юридически значимую
информацию для защиты своих прав и свобод, определения обязательств ЦКП и их исполнения;
-    доступность информации. Предоставляемая информация должна быть постоянно доступна для уполномоченных на
её получение лиц, начиная с установленного законодательно момента начала предоставления к ней доступа;
-    неизменность информации. Для предоставляемой информации должна быть предоставлена возможность
удостовериться в неизменности информации с момента начала предоставления к ней доступа;
-    корректируемость информации. Для любой предоставляемой информации должна быть возможность обжаловать
содержание предоставленной информации или инициировать внесение исправлений в эту информацию. Получение
информации о способах обжалования или исправления, включая информацию о возможности личной встрече с
ответственным сотрудником, должно быть возможным при любом способе предоставления информации;
-    свобода информации. Предоставляемая ЦКП информация не может быть обременена какими-либо
имущественными правами, и может быть свободно использована без каких-либо лицензионных отчислений или иного
обременения.
В традиционном "бумажном государстве" предъявленные требования в той или иной степени обеспечиваются обычными "бумажными" технологиями документооборота, такими, как:
-    собственноручная подпись;
-    регистрация в книгах входящих и исходящих документов;
-    копирование документов;
-    рассредоточение физических копий документов (рассылка, сдача в архив).
Традиционные технологии работают для распространению информации среди неограниченного круга лиц. Практически любая информация, собираемая и хранимая в ЦКП, визируется несколькими лицами, копируется, регистрируется и хранится в нескольких ведомствах, в том числе и независимых друг от друга.
 
7 Предоставление доступа к электронной информации
 
К электронной информации ЦКП относится информация в следующих формах:
-    информация в виде электронного документа, обладающего необходимыми реквизитами и преобразованного или
могущего быть преобразованным в воспринимаемую человеком форму (включая воспроизведение электронного
документа на бумаге, с сохранением возможности его аутентификации);
-    информация в виде аудиовизуального электронного сообщения, содержащего необходимую информацию в записи,
воспроизводимой непосредственно или передаваемой в форме, пригодной для воспроизведения.
Доступ к электронной информации, удовлетворяющий в той или иной мере требованиям официальности, доступности, неизменности и корректируемости информации, а также официальности предоставления информации, может осуществляться рядом способов:
-    путём предоставления информации в виде электронного документа по запросу в месте расположения органов
власти и управления или в специально выделенных для этой цели местах;
-    путём размещения информации в информационных системах, доступных через Интернет;
-    путём размещения информации в информационных системах, доступных через специально организованные точки
доступа (например, через информационные терминалы).
Предоставление доступа в компьютерных сетях общего пользования к электронной информации для неограниченного круга лиц, отвечающее общим требованиям к предоставлению информации о ЦКП и фактически осуществимое для любого лица без направления специального запроса, обрабатываемого человеком (проактивное предоставление информации), называется официальной электронной публикацией.
Официальная электронная публикация может быть осуществлена максимально эффективно при предоставление информации путём размещения её в информационных системах, доступных через Интернет.
 
8 Раскрытие информации о ЦКП
 
Для обеспечения всего комплекса требований к предоставляемой информации о ЦКП при её публичном раскрытии необходимо создание системы (инфраструктуры) раскрытия информации о ЦКП. Эта инфраструктура должна обеспечивать для электронной информации ЦКП, доступной через Интернет, необходимые свойства официальности, доступности, неизменности и корректируемости информации, а также официальности предоставления информации.
Инфраструктура раскрытия информации ЦКП может быть построена на базе:
-    инфраструктуры репозиториев раскрываемой информации о ЦКП;
-    инфраструктуры центров доверия, обеспечивающей использование электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Инфраструктура ЭЦП и электронного нотариата позволяют обеспечить официальность информации. Официальность
предоставления информации может быть также обеспечена с помощью этих инфраструктур любым агентом,
предоставляющих эту информацию третьим лицам. Однако доступность и неизменность раскрываемой информации
требуют вовлечения в процесс раскрытия дополнительных субъектов.